Передвижной, независимый, профессиональный театр

Блог театра Миниатюр Статьи (1) Евгения Павлова

Блог актрисы Евгении Павловой

Почему мы ушли из государственных театров и решили создать театр "Миниатюръ"

Для более развернутой картины воспользуюсь текстом из книги Г. Г. Дадамянарыцаря Российского Театра"Новый поворот или культура моего поколения".

"…Сегодня в театре нарушается очень важный принцип, согласно которому зарплата работника зависит от объема и сложности его труда. Артист и режиссер могут работать хорошо, могут плохо, могут — годами не работать, и это никак не отражается на размере получаемой регулярно зарплаты, так как оплачивается не труд, а пребывание в штате. Но такой "благополучный театр" по своей природе противопоказан театральному искусству, поэтому случается, что искусства нет — есть его имитация. <…> одно из закономерных последствий "благополучного" театра — творческий инфантилизм молодых актеров и режиссеров, вызывающих недоумение их старших коллег. Однако мера распространенности этого явления есть свидетельство и изменившихся эстетических ориентаций и этики профессии. Сегодня все работники — и административные, и творческие — охотно признают, что в современном театре не все благополучно, но одновременно все они точно знают, что в этом виноват кто-то другой, не они. Действия механизма снятия личной ответственности в театре универсально. Согласимся, что любые совершенствования принципов управления окажутся неэффективными до тех пор, пока сохраняются условия, при которых личная ответственность каждого работника театра сведена к минимуму…"

С автором этих строк я познакомились в 2009 году, когда я служила в государственном театре. Мое стремление к независимости в самой зависимой в мире профессии заставляло меня искать ответы на такие романтические вопросы:

  • Как сохранить искусство в современных условиях?
  • Как создавать роли, чтобы не было за них стыдно?
  • Как взрастить в себе интерес к заранее пустой и кассовой пьесе?

Студенческие представления об идеальном театре разбились о бытовую правду театральной действительности. Не буду описывать мои детские попытки создать революцию в театре и призывы к инициативности. Скажу лишь, что спустя время четко осознала, что где бы не находились люди, если они продолжают там находиться, то им там хорошо. Встреча с Геннадием Григорьевичем, мои с ним беседы укрепили мои мятежные желания в сторону создания своего независимого театра.

В 2008 году произошло еще одно событие, повлиявшее на становления театра Миниатюръ. Выпускник Российской Театральной Академии (СПГАТИ) Сергей Федоров был на срочных вводах фактически на все роли. Ответственность, хорошая школа и желание работать часто отличают молодых специалистов в штате театров. Но в данном случае, это был человек, ко всему выше перечисленному еще с такой же мятежной душой и поиском театра идеального. Конечно, дальше — его, как и мой жизненный сценарий мог развиваться по двум путям.
Первый это смириться, не высовываться, радоваться чечевичной похлёбке, без лишнего блеска в глазах плыть в системе скудного псевдотеатрального штатного расписания (пусть даже на главных ролях). Дожить до пенсии в общем болоте и гасить в себе поиск искусства.
Второй путь — опасный — остаться в профессии, ни на кого и ни на что не уповать. Стать "Одним-в-поле-воином". Остаться без крыши, без прикрытия именами состоявшихся коллег. Без стабильной зарплаты, без средств к существованию.

Мы выбрали второй путь.
Не буду рассказывать его препятствия, рытвины, ямы и шишки… Но за все это время обстоятельства помогали нам становится сильнее и независимей. Мы не просили помощи, поскольку четко понимали, что выбрали этот путь сами. И вся последующая ответственность, все неудачи и тяжбы ложатся на наши плечи. В 2012 году меня зачисляют в Союз Театральных Деятелей России, Сергей заканчивает обучение в Ярославском Театральном Институте на факультете Режиссер Драматического Театра (второе высшее театральное образование).

На сегодняшний день наш Театр создал шесть постановок, семь номеров, четыре авторских проекта (слияние искусств в одном пространстве). Все это в условиях самоокупаемости, без специально выделенного помещения, без Грандов, без чьей-либо поддержки. Спектакли и номера театра кочуют марафоном по площадкам Санкт-Петербурга и Москвы. Летом 2013 года спектакли театра будут принимать участие в международных уличных фестивалях в Ярославле, Туле… И в других городах России.

Мы живем, как хотим, как верим, побеждая суету, стремимся сохранить и создать тот театр, ради которого мы выбрали наши профессии. Путь театра еще долгий, но вывод мой в том, что, кем бы ни был человек по своей профессии (пекарь, ученый, художник, рабочий, продавец…) — главное любить то, что ты создаешь и дарить своему делу все человеческие возможности.
Только тогда мы обреченны быть счастливыми.

Евгения Павлова