Передвижной, независимый, профессиональный театр

Блог театра Миниатюр Статьи (4) Егор Кайрон

Фото автора статьи

Жизнь с масками

В общем-то, я не знаю, каким должен получиться текст, написанный о театре его звукооператором. Могу только сказать, что этот текст по ощущениям должен быть про внутреннюю сторону маски. Внутреннюю — потому что год назад мне как зрителю, попавшему на пантомиму театра «Миниатюр», была доступна только внешняя её сторона, с белилами, глазами навыкат, нелепыми башмаками и дырявым трико, а также с неудержимым смехом во время, и горьким привкусом после спектакля. А про маску — потому что «Миниатюр» сознательно выбрали пантомиму, уйдя от классической драмы и современного искусства, став то ли уличными бродягами, то ли новым балаганчиком.

Должно быть, когда одна эпоха сменяет другую, время образует своеобразный буфер, в который как раз может поместиться маленький вагончик-гримёрка, населённый своими внутренними демонами. Так было на изломе первого двадцатилетия 20 века, так начинает происходить сейчас. Истина начинает прятаться не среди лож больших театров и не в стерильных галереях, а где-то между фактурой старых вещей, каждая из которых нагружена своей историей, и предельно сокращённой дистанцией до зрителей, обязывающей их реагировать на взгляды, жесты, импульсы масок на сцене. Тех самых, сквозь которые проглядывают демоны, живущие со внутренней стороны; демоны, радостно побрякивающие кастрюлями, будильниками и старыми зонтиками, когда чувствуют, как под их взглядом зритель на секунду-другую усомнится в себе, испугается или засмеётся вопреки своему существу, когда на секунду забудет о здравом смысле или повседневных делах. В этот момент маска одержит над зрителем верх, заключит его в плен, зритель окажется внутри действия. Действия, для которого актёрам не нужно почти ничего внешнего, потому что это действие взгляда и человеческой энергии. Человеческой в её демоническом.

Так каким мне составить этот текст? Рассказать о том, как «Миниатюр» путешествует по городам на двух машинах, пьёт кофе на автостоянках, красится и собирает декорации, сдуваемые порывом ветра, за полчаса до выступления прямо на улице? Или о том, как автор спектакля «Титаник» принимал участие в военных спецоперациях, и привёз с войны пиджак, в котором до сих пор актёры играют сцену под песню Высоцкого? Или о том, как после он сошёл с ума, выйдя на сцену в образе клоуна? А может, про то, как ночами, сидя в очередной общаге, труппа травит страшилки, которые потом между делом начинают сбываться?… Да нет, пожалуй, не стоит. Я ведь всего звукооператор. Моё дело — вовремя нажать на кнопку на своём ноутбуке, дать отмашку, когда «уже пора» выпускать демонов наружу.

Наверное, стоит сказать о том, что клоунада и пантомима — это жанры, ассоциирующиеся в постсоветском сознании с весельем, задором, детским праздником. И отчасти это действительно так. Детям на спектаклях «Миниатюр» бывает весело. Весело настолько, что они просто выбегают на сцену, липнут к актёрам, пока не получают затрещину (однажды было и такое). Дети на глубинном, зверином уровне ощущают ту энергетику, которую вкладывают в игру — для меня Женя, Сергей и Саша, для читающего — Евгения Павлова, Сергей Фёдоров, Александр Гаврилов. Детям весело, как на новогоднем празднике в «Щелкунчике». Взрослые же оценивают игру, импровизации, драматургию. До тех пор, пока вдруг сами не оказываются на сцене по пояс голые. Спектакли «Миниатюр» — это не то место, куда вы могли бы прийти, рассчитывая спрятаться, отсидеться. Это то место, где вам придётся взглянуть в глаза, ответить репликой на реплику, стать частью. Это произойдёт помимо ваших стараний, — даже напротив, чем больше вы будете «стараться», тем нелепее будете выглядеть, потому что обмен взглядами сам по себе уже обладает предельной степенью интимности. Кривляться, занимаясь с кем-то любовью, глупо.

Так чем же мог бы стать этот текст, не истрать я его на попытки ответа? Просто намёком, привкусом леденца за щекой, — несколькими словами о том явлении, с которым вам придётся столкнуться, если вы придёте на спектакль театра «Миниатюр». Если угодно, предупреждением, — о той миниатюрной мистерии, которая приключится с вами, если вы того пожелаете. Со стороны «Миниатюра» всё будет профессионально: профессиональная игра, профессиональная импровизация, профессиональная постановка. Актёры театра «Миниатюр» профессионально выпускают демонов. С шутками и музыкой.

Спасибо вам, чертяги.

Егор Кайрон